ГЛАВНАЯ » Итальянские мастера 17-гo века

Итальянские мастера 17-гo века

Около 1600 года европейская живопись получает сильный толчок в своем развитии. Реалистические черты искусства ломбардца Караваджо и немца Эльсгеймера обогащают живопись Европы новыми идеями, в то время как выходец из Болоньи Аннибале Карраччи придает развитию итальянского искусства идеалистическое направление. При этом нельзя, однако, забывать, что и его творчество, особенно пейзаж, жанровые сцены и портреты, обнаруживает реалистические черты.

произв. Валантен де Булонь Игра в карты с шулерами Илл.21 Гал№408 Карраччи

Художественная академия, основанная Лодовико Агостино и Аннибале Валантен в 1582 году в Болонье, воспитала целый ряд значительных мастеров, из которых в Дрезденской галерее важными произведениями представлены Рени, Доменикино, Карраччи, Альбани и Гверчино.

 

Во главе этого ряда стоят три картины Авнибале Карраччи (1560-1609). Одна из них "Гений Славы,. дает представление об идеализирующей стороне в творчестве мастера. Уже на этом месте обратим внимание посетителя на другую картину "святой Рок, раздающий милостыню больным чумой, которая висит в помещении 116. Это про изведение, написанное между 1585 и 1595 годом, впечатляет мастерством композиционного построения, объединившего в единое целое большое количество персонажей. Тяжелые, тускло, горящие краски гармонируют с энергичной массивностью тел. Два других главных произведения Карраччи висят в ротонде (120), о них уже упоминалось при осмотре ротонды. В зале 116 находится прекрасный образец портретного искусства Карраччи "Джованни Габриэле с лютней..

Библейские сцены Луки Джордано(1632-1705), работавшего в Неаполе, Джулио Чезаре Прокаччини (около1570-1625) из Милана и Бернардо Строцци (1581-1644) из Генуи завершают ансамбль этого помещения.

В образах четырех евангелистов Дрезденская лагеря имеет яркое свидетельство искусства Гверчино (1591-1660). Четыре различных темперамента разных по возрасту людей оставили свой отпечаток на их лица. Краски наложены свободно и легко, их тона сдержаны. Художник написал несколько вариантов картины "Святой Франциск с ангелом, играющим на скрипке. Один из них находится в Варшавском музее.

 

Святой Себастьян кисти Доменикино (1581-1641) производит четкостью своего рисунка и построения впечатление классического произведения. Трогает страдальческая поза мучающегося юноши на фоне тихого вечернего пейзажа.

 

"Лежащая Венера и Амур" Гвидо Рени (1575-1642) имеет также что-то классически холодное. Очаровательной непринужденностью проникнута по сравнению с этим картина "Вакх в образе младенца., передающая южную любовь к вину .

 

Из произведений Франческо Альбани (1578-1660) экспонируется "Диана с девятью нимфами". Богиня охоты превращает охотника Актеона в наказание за то, что он подсмотрел, как она купается, в оленя.

 

 

Пейзажная живопись и натюрморт не были развиты в итальянском искусстве 17-го века в таком объеме, как в Нидерландах. Но о том, что и на юге в этих жанрах имелись значительные достижения, говорит "Лесной пейзаж стремя философами" Сальватора Розы (1615-1673). Хотя художник и подвергся в своем творчестве некоторому влиянию Клода Лоррена, в его картинах, проникнутых южным темпераментом, нет и следа классицизма. Кажется, что в кронах могучих деревьев на его пейзажах бушует ураган (илл.23).

Пример итальянского натюрморта представляет собой принадлежащая галерее картина Джованни Баттиста Руопполи (1620-1685). Сочные и осязаемые фрукты и растения искусно группируются на темном фоне.

Гвидо Рени Вакх в образе младенца, пьющего вино


Гвидо Рени Вакх в образе младенца, пьющего вино

Флорентинец Карло Дольчи (1616-1685), выставленный в одном помещении только что описанными произведениями, перенес в 17-й век прелесть Рафаэля, не достигнув, однако его величины. Его Святая Цецилия за органом, была раньше одной из самых излюбленных картин галереи. Плавная красота рисунка, сдержанный колорит и глубоко эмоциональная подача содержания свойственны этому произведению Дольчи, как и другой его картине "Дочь Ирода Саломея с головой Иоанна Крестителя".

Сальватор Роза Лесной пейзаж с тремя философами Илл. 23 - Гал. N 470

Самым замечательным холстом следующего кабинета, в котором размещены картины нескольких работавших в Риме художников (Алессандро Турки, Андреа Сакки), является "Гомер" Пьера Франческо Мола (1612 до1666). Метко передал художник выражение лица слепого певца, играющего на вычурной гамбе, в то время как ученик рядом с ним записывает услышанные напевы.

Среди многочисленных иностранных художников, работавших в первую половину 17-го столетия в Риме (Пуссен, Лоррен, Эльсгеймер и др.), были также нидерландцы, которые оказали влияние на римских друзей своими народными жанровыми сценами. "Грабеж после битвы" Микеланджело Черквоцци (1602-1660), воскрешающий память об ужасных сценах в хаосе тридцатилетней войны, является одним из примеров этого (илл.24).

Особое сокровище Дрезденской картинной галереи представляет ряд библейских притч Доменико Фети (1589-1624), которым отведен специальный кабинет. Если бы посетитель не знал, откуда взяты сюжеты, он мог бы принять эти картины, носящие непринужденный жизненный характер, за обычные бытовые сцены. Этого как раз и хотел достичь Фети. Особенно естественное впечатление производит женщина, которая ищет с лампой в руке затерявшуюся монету. По силе и красоте световых контрастов эту картину можно отнести к лучшим образцам светотеневой живописи, пользовавшейся в 17-м веке большой любовью. Живописный почерк картины беглый, легкий и при всей детальной тонкости передачи очень свободный (илл.25).

Доменико Фети Притча о потерянной драхме Илл. 25 - Гал. N 418

Из трех дальнейших картин Фети, висящих в другой части помещения, следует назвать монументальный холст "Давид с головой Голиафа", а также изображение греческого математика "Архимеда", выполненное художником в манере портрета ученого того времени.

"Музыкантша" Бернарда Строцци (1581-1644) напоминает по своей чувственной трактовке образа произведения Рубенса (илл.26). Великолепно выделяются на фоне угасающих в глубине картины красок ярко красные пятна в одежде гамбистки. Семиструнная гамба, гриф которой сжимает в руке женщина, является предшественницей инструмента наших дней виолончели.

Напротив трех произведений библейского содержания и эпизода из римской истории, созданных венецианскими художниками Пагани, Челести и Ногари, на подходе к залу 117 висит картина Карло Маратти (Carlo Maratta) (1625-1713) "Мария с младенцем Христом, склоняясь над яслями". По своей задушевности, мягким тонам и гармонии красок она напоминает произведение Антонио Корреджо на эту же тему, с которым посетитель знакомится в зале 118 (ИЛЛ.27).

Карло Маратти Мария с младенцем Христом, склоняясь над яслями Илл. 27 - Гал. N 436

Бернардо Строцци Музыкантша ИЛЛ. 26 - Гал. N 658

Старые мастера, Экскурсия по галлерее