ГЛАВНАЯ » Нидерландский раздел 17-го столетия в Дрезденской галерее (продолжение)

Нидерландский раздел 17-го столетия в Дрезденской галерее (продолжение)

После победы буржуазной революции Голландия превратилась в сильную экономическую державу в Европе. Эксплуатация заокеанских колоний и возникновение обширной торговли с другими странами мира стали источником благосостояния, которого голландская буржуазия достигла за короткое время. Центром общественной жизни стал Амстердам, резиденция крупных банковских домов и хлебной биржи европейского рынка. Многочисленные художники, творческому развитию которых благоприятствовал экономический подъем, затрагивают в своих произведениях все формы буржуазного быта.

Капиталистическое разделение труда оказало свое влияние также и на процесс художественного творчества. Оно способствовало значительной специализации художников. Утверждаются новые виды живописи, отвечающие запросам буржуазного покупателя: жанровая картина, натюрморт и пейзаж. С этого момента картины во все возрастающей мере становятся предметом обстановки в буржуазном доме и делаются таким образом частью буржуазного быта. (зал 108)

Дрезденской галерее принадлежит много замечательных картин, относящихся к периоду расцвета голландской живописи в 17-ом столетии. Произведения школы Рембрандта и многочисленных менее крупных мастеров, которые посетитель видит в секциях зала 108 и примыкающих кабинетах 109-111, свидетельствуют о многостороннем выборе тем и художественных средств этими мастерами.

Если утрехтский художник Герард ван Гонтгорст (1590-1656) оригинально пересказывает в своем произведении "зубной врач" весьма яркую сценку, то Фердиванд Боль (1616-1680) и Ян Викторс (1620-после 1676) стремятся следовать живописному своеобразию Рембрандта. "Отдых во время бегства в Египет" Боля, производит благодаря спокойному размещению фигур впечатление сельской идиллии, несмотря на то, что картина имеет большой формат. Его другое произведение "Лестница Иакова" (зал 106) можно сравнить с картиной Гербравдта ван ден Экгоута (1621-1674) на ту же тему (зал 108).

Из большого числа реалистических жанровых сцен работы Тер Борха, Метсю, Доу, ван Мириса Старшего и Нетшера выделяется как особенно блестящее достижение картина Вермеера ван Дельфта "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (илл. 15). Этот очаровательный интерьер кисти раннего Вермеера передает не какое-либо сверхестественное событие, а просто и скромно повествует об одном из моментов обыденной жизни. Яркий, холодный поток дневного света вливается в комнату и падает на зеленый шелковый занавес, платье девушки и на ковер, на котором стоит ваза с фруктами. В этой картине Вермееру удалось окружить жизненную действительность поэтическим ореолом.

Ян Вермеер ван Дельфт Девушка, читающая письмо у открытого окна Илл. 15 - Гал. N 1336

С голландской пейзажной живописью посетителя знакомит творчество Якоба ван Рейсдаля (1628/29-1682). Гёте и немецкие романтики видели в его искусстве идеал изображения природы. В Дрезденской галерее находится самое большое в Германии количество картин Рейсдаля из которых особенно выделяются "Охота" и "Еврейское кладбище" (илл. 16). В охотничьей сцене люди и животные играют лишь роль оживляющих фигур. В композиции, диагонально уводящей вглубь картины, захватывают контрасты настроения, которые художник передает при помощи различных цветовых оттенков и света. Спокойствие, свойственное картине, величие и необъятность, переданная художником природе, гармонично разряжают напряжение сцены.

Наряду с Рейсдалем следует назвать Яна ван Гойена (1596-1656) и Мейндерта Гоббему (1638-1709). В то время как последний любит изображать густые тенистые заросли деревьев, пейзажи ван Гойе на просторны и наполнены золотистым светом.

В кабинетах залов 109-111 мы находим размещенные в тематическом порядке образцы голландского натюрморта, портретной живописи, зимнего пейзажа, картин на морские и архитектурные темы, сцены из крестьянской жизни. Здесь прямо не знаешь, чем полюбоваться сначала: яркими пастбищами Паулюса Поттера (1625-1654), голландского анималиста, фантастичными композициями замечательного баталиста Филипса Ваувермана (1619-1668), сорок пять картин, которого находятся в собственности галереи, или поэтическими лунными пейзажами Арта ван дер Неера (1603/04-1677).

Восторг зрителя вызывают в одинаковой мере веселые сценки на льду на великолепных жанровых картинах Адриана вандер Вельде (1636-1672) и Гендрика Аверкампа (1585-1636) и очаровательные натюрморты Виллемса Класса Геды (1594-1680/82) или Корнелиса де Геема (1631-1695).

С обликом голландских городов того времени посетитель знакомится в видах Геррита Беркгейде (1638-1698) и Яна ван дер Гейден (1637-1712). Творчество Франса Гальса Старшего (1580 или 1581 до 1666), наряду с Рембрандтом портретиста, представлено в Дрездене двумя картинами (илл.17). Несмотря на малый формат, они дают очень хорошее представление о темпераментности и свежести, свойственной шедеврам мастера. Дрезденские портреты захватывают изяществом мазка и тонкостью колорита.

Франс Гальс Портрет молодого мужчины в черном камзоле Илл. 17 - Гал. № 1359

С голландской живописью на крестьянские темы посетитель знакомится лучше всего в картинах Адриана ван Остаде (1610-1685). Сочно отображены житейские привычки и ярко передан характер персонажей в его произведении "Развеселившиеся крестьяне в кабачке" (илл. 18). Руководствуясь любовью к жизненной правде, художник создал произведения, реалистический язык которых донес до наших дней жизненную правду того времени. Среди остальных работ Остаде особенно привлекает интерьер "Художник в своей мастерской", выполненный с большой любовью.

Адриан ван Остаде Развеселившиеся крестьяне в кабачке Илл. 18 - Гал. № 1395

Адриан Браувер (1605 или 1606-1638), один из крупнейших фламандских живописцев, представлен в галерее несколькими небольшими жанровыми картинами. Особенно известна из них "Драка крестьян при игре в кости" (илл. 19). Она отличается поистине мастерской композицией, передачей характеров, цветовой гаммой и световым построением. Отдавая предпочтение этой и подобным темам из жизни народа, Браувер показал, что чисто человеческие моменты тоже достойны отображения, если только художник открыто показывает социальную правду. Адриан Браувер Драка крестьян при игре в кости Илл. 19 - Гал. № 1058

По сравнению с первобытной жизненной силой Браувера жанровые сценки его земляка Давида Тенирса Младшего (1610-1690) производят более сдержанное впечатление. "Праздник освящения деревенской церкви", относящийся к позднему периоду творчества этого очень занятого живописца при дворе испанского наместника доносит до нас веселую картину из народной жизни на родине художника. Искусное построение композиции и метко переданные атрибуты свидетельствуют о тонком живописном чутье мастера. Справа на втором плане виднеется дворец. Его знатный владелец и две дамы только что вышли из него, чтобы посмотреть издали на веселье крестьян.

Раздел нидерландской живописи замыкают пейзажи Яна Брейгеля Старшего, прозванного "Бархатным Брейгелем" (1568-1625) и Иоса де Момпера Младшего (1564-1635). Если картины Брейгеля пленяют нарядностью своего миниатюрного рассказа, то произведения Момпера впечатляют ясной композицией и скупным характером природы, наделенной суровыми и величественными чертами.

Небольшой пейзаж с руинами фламандца Паулюса Бриля (1554-1626), который вместе с Аннибале Карраччи, Доменикино и Адамом Эльсгеймером основал около 1600 года в Риме идиллическое направление в пейзаже.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее