ГЛАВНАЯ » Немецкие и нидерландские мастера 15-го и 16-го столетия

Немецкие и нидерландские мастера 15-го и 16-го столетия

 

Продолжение

Немецкая живопись 15-го века представлена в галерее картиной "Оплакивание Христа" Мастера домовой книги. Неизвестный художник получил это прозвание по иллюстрированной им рукописи так называемой домовой книги в замке Вольфегг. Жил он между 1467 и 1505 годом на Среднем Рейне и, вероятно, также в районе озера Бодензее. В этом произведении, написанном на золотом фоне, на смену средневековым представлениям о картине пришли новые изобразительные принципы. Строгость и симметричность композиции смягчается естественной позой фигур. Слева и справа на переднем плане картины стоят на коленях донаторы. Соответственно еще царившему в то время иерархическому порядку их фигуры малы и занимают подчиненное место по сравнению с группой святых. Пейзаж, перспективно вписанный в композицию картины, и естественно воспринятые кулисы из деревьев указывают уже на живопись Возрождения.

К двадцатым годам 16-го столетия относится "Алтарь святой Урзулы" южно-германского мастера Иорга Брая Старшего (около 1475/76-1537). Центральная часть его и внутренная сторона боковых створок рассказывают в ярких красках о мучениях дочери британского короля Урзулы, которая на обратном пути из Рима была убита гуннами вместе с 11 000 паломниц из Кёльна. В произведении Брая легенда нашла интересное и проникнутое драматизмом отражение.

Среди сокровищ дрезденской коллекции находятся также две небольших медных пластинки, работы рано умершего немецкого мастера Адама Эльсгеймера (1578-1610). Он нашел свою вторую родину в Риме и был одним из основоположников европейской живописи барокко, особенно в области пейзажа. Его картина "Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды" является образцом искусства светотени, которое Эльсгеймер использовал в своих ночных сценах и которое оказало большое влияние на последующее поколение живописцев (Рубенс, Рембрандт). Сюжет картины заимствован из "Метаморфоз" римского поэта Овидия. По словам легенды, отец богов Зевс и бог торговли Меркурий, приняв вид странников, бродили однажды по Фригии в безуспешных поисках ночлега. Наконец их приняла в своей бедной хижине крестьянская чета Филемон и Бавкида. За это боги наградили их исполнением их желания.

Наряду с произведениями немецких мастеров 15-го и 16-го века в собственности галереи находится также несколько значительных картин ранненидерландской школы. Уже в начале 15-го столетия в Нидерландах появился ряд художников, отображавших новое отношение человека к действительности в условиях развивающегося раннего капитализма.

Братья ван Эйк были одними из первых живописцев, которые преодолели традиционные нормы живописи и стремились к реалистическому искусству. В центральной части небольшого по размерам створчатого алтаря Яна ван Эйка (около 1390-1441), созданного в 1437 году, изображена сидящая на троне в церкви Мария с младенцем на руках. На левой створке мы видим позади стоящего на коленях донатора архангела Михаила, на правой створке изображена святая Екатерина перед окном, за которым виден кусочек пейзажа (илл. 13). Несмотря на то, что это произведение сохраняет еще средневековые традиции алтарной картины, оно уже является предвестником будущего по своей передаче реальной действительности. Художник показывает взаимоотношение человека с глубиной архитектуры и пейзажем. Краски алтаря, тончайшими штрихами кисти, нанесенные на дерево, блестят подобно эмали. Братья ван Эйк, основываясь на уже достигнутом, усовершенствовали далее живопись маслом и тем самым дали ей новые выразительные возможности.

Большую точность в реалистическом отображении жизни обнаруживает также картина неизвестного Голландского мастера (около 1500 г.) "Святое семейство со святой Анной и святым Иоахимом". Интерьер впечатляет прежде всего своей пространственностью и достоверностью в передаче деталей.

Иос ван Клеве Старший (около 1485-1540/41) представлен в галерее тремя произведениями, в том числе большим "Поклонением волхвов", написанным в 1526-1528 годах для одной из церквей в Южной Италии. Это красочное произведение очень живо знакомит нас с искусством и образом мыслей антверпенского художника.

Отражение социальных проблем, возникших вследствие развития в Нидерландах раннего капитализма, мы находим в картине "У сборщика налогов" (илл. 14) Яна Массейса (умер в 1575 г.).

Ян ван Эйк Складень Илл. 13 - Гал. № 799

В заключение следует упомянуть также небольшие акварели, которые создал в последнюю четверть I 16-го столетия голландский мастер Ганс Боль (1534-1593). Две из этих миниатюр, написанных на обтянутых пергаментом дубовых дощечках, посвящены темам обыденной жизни нидерландцев. Они числятся уже около 1600 года в инвентарных списках кунсткамеры саксонских курфюрстов и относятся, таким образом, к старейшей части коллекции.

По выходе из Немецкого павильона Цвингера посетитель опять продолжает осмотр нидерландского раздела 17-го столетия.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее