ГЛАВНАЯ » Немецкие и нидерландские мастера 15-го и 16-го столетия

Немецкие и нидерландские мастера 15-го и 16-го столетия

Экскурсия по нидерландскому отделу прерывается по выходе из зала 106 в зал 107 для осмотра произведений немецких и нидерландских мастеров 15-го и 16-го столетия. Они экспонируются в связанном со зданием галереи Немецком павильоне Цвингера (зал 107). Эти произведения возникли во время великого общественного перелома, который ознаменовался благодаря развитию раннего капитализма усилением бюргерства и преодолением средневекового мировоззрения в культуре Ренессанса.

Альбрехт Дюрер Дрезденский алтарь  - Гал. №1869Альбрехт Дюрер Дрезденский алтарь ИЛЛ.10 - Гал. №1869

Борьба прогрессивных сил за освобождение от феодального ига и церковной опеки в период реформации и крестьянских войн нашла выдающееся художественное выражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471-1528). В "Дрезденском алтаре", раннем произведении мастера, возникшем после его первой поездки в Италию, можно легко распознать художественное влияние юга на Дюрера. Объемность пространства и пластичность фигур придают произведению, представляющему старую традиционную композицию, новую форму. На центральной части триптиха, написанного темперой на холсте, мы видим Марию, поклоняющуюся младенцу, на левой створке - святого Антония и на правой святого Себастьяна (илл. 10).

Во время эвакуации картинной галереи нацистами алтарь был очень сильно поврежден. Главный реставратор Дрезденского кабинета графики Герта Грос-Андерс предотвратила в 1960 году дальнейшее разрушение картины, применив современные методы реставрации, и устранила все повреждения.

Дюрер "Портрет молодого человека" Portrait of Bernhard von ReesenЭпоха Возрождения поставила перед художником важную задачу: портрет. В этом жанре отразилось чувство собственного достоинства человека буржуазного общества, его гордость своими достижениями. Человеческая личность выступила теперь из средневековой анонимности на общественное обозрение.

Одним из самых прекрасных примеров эволюции в отношении художника к человеку является работа Дюрера "Портрет молодого человека", созданный в 1521 году во время пребывания мастера в Нидерландах. В этом произведении живопись немецкого Ренессанса достигла своей вершины. Выразительная сила портрета выходит далеко за пределы только индивидуального. В "Молодом человеке" Дюрера мы встречаем представителя своего класса, тип устремленного вперед человека буржуазного мира. На его лице мы читаем энергию, ум, смелость и решимость, взгляд его направлен вдаль. Без сомнения, он достигнет свою цель. Картина Дюрера является настоящим шедевром реалистического изображения человека.

 Ганс Гольбейн Младший Портрет сэра Тома Годсэлва и его сына Джона
Ганс Гольбейн Младший Портрет сэра Тома Годсэлва и его сына Джона Илл.11 Гал № 1889

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), на одно поколение моложе Дюрера, был самым значительным в 16-м веке портретистом Возрождения севернее Альп. Незадолго до того, как покинуть Англию, он пишет в 1528 году небольшой по величине парный портрет нотариуса из Норвича Томаrодсэлва и его сына Джона (илл.11). С тонким художественным чутьем Гольбейн передал практический ум и уверенность в себе умудренного опытом жизни старика-отца, потребность в духовной поддержке у юноши. Несмотря на противоположные черты характера, гармония в осанке и взглядах отца и сына создает впечатление внутреннего единства.

В 1532 году Гольбейн окончательно переселился в Англию, где стал с 1536 года придворным живописцем короля Генриха VIII. В 1534-35 годах он создал портрет сьера де Моретт, французского посла при английском дворе. Художник воплотил здесь всю самую сокровенную сущность энергичного, гордого и осознающего свою власть дипломата. От острого психологического взгляда художника не скрылась ни одна черточка в выражении лица модели. С большим мастерством он воспроизвел также материальность вещей. Это произведение поднимает реализм в живописи на одну из самых высоких его ступеней.

Лукас Кранах Старший Христос на оливковой горе Илл. 12 - Гал. № 1908

Лукас Кранах Старший "Алтарь святой Екатерины"
Лукас Кранах Старший
(1472-1553), придворный живописец трех саксонских князей, представлен в галерее целым рядом замечательных картин. К раннему периоду творчества мастера относится "Алтарь святой Екатерины", написанный в 1506 году в Виттенберге. В этом своем главном произведении художник выступает как незаурядный рассказчик, использовавший традиционный сюжет картины для любовного изображения людей своего времени и родного пейзажа. Выбор и трактовка темы связаны с основанием в 1502 году в Виттенберге университета. Святая Екатерина, ожидающая на картине в центре триптиха свою казнь, считается покровительницей христианской науки. Лица окружающих ее фигур носят черты портретного характера. На каждой створке триптиха изображены три святые с их атрибутами в богатой одежде эпохи Ренессанса. Слева на заднем плане мы различаем крепость Кобург, вблизи которой родился и вырос художник. Изображение растений на переднем плане центральной части говорит о том, что мастер тщательно изучал природу. Триптих радует яркостью своих красок и обозримостью, которую мастер сохранил, несмотря на драматизм и динамику сюжета.

Портреты герцога Генриха Благочестивого и его супруги, созданные в 1514 году, имеют высокую художественно-историческую ценность как первые в немецкой живописи самостоятельные портреты во все рост и в натуральную величину. Великолепные по краскам картины, свидетельствующие о силе и богатстве князей, служат, однако почти исключительно репрезентативным целям. Человеческая личность отступает в них далеко на задний план. Портреты Адама и Евы, написанные в 1531 году, хотя и отдают дань духу Возрождения, вновь открывшего красоту человеческого тела, но из-за легкой манерности позы и мало расчлененной манеры письма производят впечатление картин более старого времени. Изображение тела свидетельствует о решающем влиянии на Кранаха идеалов красоты позднего средневековья.

Два других произведения Кранаха "Христос на оливковой горе" (илл. 12) и "Портрет мужчины" вернулись в Дрезденскую картинную галерею лишь в 1959 году. В последние Годы войны они были похищены со складов картин, прежде чем прибыла советская спасательная команда. Через Прагуони попали в Лондон, где предстояла их продажа с аукциона. Только после судебного процесса обе картины вернулись обратно в Дрезден.

Далее...

Старые мастера, Экскурсия по галлерее