ГЛАВНАЯ » Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галере / Рубенс

Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галере / Рубенс

 

 

Нидерландская живопись 17-го столетия, являющаяся наряду с итальянской самой ценной частью Дрезденской картинной галереи, объединяет шедевры фламандской и голландской школы. Их различный характер лучше всего виден в произведениях Рубенса и Рембрандта. Эти различия обусловлены общественным развитием, которое шло в южной части страны иными путями, чем в северной. В течение 15-го и 16-го веков нидерландские провинции превратились благодаря вызреванию раннекапиталистического хозяйства и буржуазно-республиканских государственных форм в самую прогрессивную в общественном отношении страну Европы. Когда по христианскому миру прокатилась волна реформации, значительные части нидерландского населения приняли кальвинизм, демократические и республиканские церковные основы которого наилучшим образом отвечали экономическим интересам буржуазии.

Однако мощный общественный подъем был резко приостановлен, когда Нидерланды попали в начале 16-го века под испанское господство. Попытки феодально-клерикальных кругов Испании разграбить хозяйство нидерландских провинций и силой вернуть туда католицизм натолкнулись на патриотическое сопротивление всех слоев населения. В продолжавшейся десятки лет ожесточенной борьбе за экономическую обеспеченность, религиозную свободу и национальную независимость семь северных провинций освободились от испанского господства и основали в 1581 году в результате этой национально-освободительной борьбы, выполнившей одновременно задачи буржуазной революции, республику Голландию. Южные же провинции капитулировали перед силой Испании. Их аристократия заключила пакт с испанской монархией и вместе с ней и при поддержке ордена иезуитов жестоко подавила свободолюбивые стремления буржуазии и народных масс. Когда-то цветущие промышленные провинции Фландрия и Брабант пришли в полный упадок. В начале тридцатилетней войны страна служила плацдармом для испанских войск. К моменту заключения в 1648 году мира испанские Нидерланды были буквально опустошены, а их хозяйство разрушено. Господство феодально-католической реакции укрепилось.

Эта общественная ситуация отразилась и на фламандской живописи. Петер Пауль Рубенс (1577-1640), величайший художник барокко, создавал, будучи придворным живописцем испанских наместников, в Антверпене, произведения, прославлявшие княжескую и церковную власть. Стиль барокко - это художественное выражение последней фазы феодализма. Его носителями были аристократия и католическая церковь. Больше всего он был распространен в центрах абсолютизма и контрреформации: в Италии, Испании, испанских Нидерландах, Австрии и Германии. Напротив же в европейских странах, в которых в 16-м и 17-м веках развилась буржуазная культура, он не мог развернуться в полную силу. Прежде всего, это относится к Англии, Голландии и частично к Франции. В этих странах преобладали классицизм и буржуазный реализм, существовавшие наряду с барокко также и в феодально-абсолютистских государствах как крупнобуржуазное или буржнуазно-демократическое течение в искусстве и, в конце концов, вытеснившие барокко. Художники барокко искали новые возможности выказывания. Они хотели увлечь зрителя необыкновенным в форме и содержании своих произведений. Стремление к необыкновенному, доселе невиданному, охватило архитектуру, скульптуру и живопись. Живописцы отдавали предпочтение фигурам атлетов в энергичных позах. Им нравились сложные способы решения пространства, световые контрасты и оглушающие цветовые гаммы. Композиции их картин лишены внутреннего покоя и насыщены напряжением и страстными эмоциональными порывами. Усовершенствовав эти средства, барокко обогатило в высокой мере европейское искусство.

Творчество Петера Пауля Рубенса отвечало репрезентативным потребностям господствующего класса и его эмоциональному складу. И все же произведения Рубенса свободны от религиозного фанатизма и нетерпимости. Гуманистический дух Ренессанса оказал решающее влияние на формирование художественной личности мастера. Эта буржуазно-демократическая черта его характера проявляется в выборе сюжетов картин. Наряду с религиозными, мифологическими и историческими темами Рубенс отдавал большое предпочтение пейзажам, сценам из крестьянской жизни и не в последнюю очередь портретам, большинство которых изображает обеих жен (первая его жена. Изабелла Брант, умерла в 1633 году) и детей художника.

В собственности Дрезденской картинной галереи находится целый ряд выдающихся произведений Рубенса. К раннему периоду его творчества, восемь лет из которого он провел в Италии для изучения замечательных достижений Ренессанса и античной эпохи, относятся картины "Леда с лебедем" и "Геро и Леандр". "Леда" представляет собой копию, сделанную Рубенсом с картины Микеланджело. Тем моментом, который привлек Рубенса к произведению великого итальянца, была не столько щекотливая тема (отец богов Зевс в образе лебедя овладевает своей возлюбленной), сколько восхитительная красота могучего женского тела, динамика которого берет перевес над первобытной чувственностью сцены. Леандр каждую ночь переплывал через Геллеспонт, пролив в Малой Азии, чтобы встречаться со своей возлюбленной Геро, жрицей богини любви Афродиты. Однажды во время бури он утонил. Волны прибили его труп к подножию башни, и, увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море. Драматическая композиция находит свою вершину в превосходной группе человеческих фигур.

У Тинторетто Рубенс заимствовал не только мотив кидающейся в море, который тот изобразил на 50 с лишним лет раньше в своей знаменитой картине "Чудо святого Марка" (1548 г. Венеция, галерея "Аккадемиа"), но и какой-то удивительно холодный и беспокойно мерцающий колорит. Так на примере обоих произведений можно видеть, как Рубенс использовал итальянские образцы на пути к собственному совершенству. Уже в аллегорических картинах "Опьяненный Геркулес" и "Богиня победы увенчивает героя", написанных около 1615 года, Рубенс нашел свой собственный стиль. (Геркулес - персонаж греческих сказаний. На него было наложено 12 трудных испытаний, которые он выдержал.) Картина Рубенса показывает, что этот могучий герой оказывается все же слабее одной силы, силы вина. Сильно опьяневшего и обессиленного великана уводят сатир и вакханка. Другая картина показывает добродетельного героя, который не поддается искушениям, торжествующим чад Геркулесом, и которого за это увенчивает крылатая богиня победы.

В обеих картинах совершенно очевидна любовь художника к здоровой силе пышных тел, инкарнат которых придает полотнам звучную яркость. В контрасте между черным металлическим блеском доспехов героя и розовой кожей женщин варьируется венецианская тема (ср. "Спасение Арсинои" Тинторетто в зале 119).

Совсем иной мир встречаем мы в творчестве Якоба Иорданса (1593-1678).

Петер Пауль Рубенс Богиня победы увенчивает героя Гал. № 956

Якоб Иорданс Как пели старые, так щебечут молодые Гал № 1014

Этот художник, оставшийся в католическом Антверпене верным своему протестантскому вероисповеданию, несмотря на гонения и угрозу смертной казни, посвящает свои картины радостям бюргерских будней. В его самобытных жанровых сценах и семейных картинах правдиво отражена жизнь фламандского народа.

Грубоватосочная и вместе с тем не лишенная юмора манера письма художника придает его картине "Как пели старые, так щебечут и молодые" большую образность и непосредственность. В этом превосходном произведении мы знакомимся с жизнерадостным мастером, черпавшим свою художественную силу из любви к простым людям.

В одной из своих ранних и удивительно зрелых в художественном отношении картин "Оплакивание Христа" Иорданс перенес библейскую сцену в простую среду. В центре композиции оказывается не тело умершего Христа, а группа охваченных глубоким горем людей. Наряду с фигурой матери сильное впечатление производят страдальческие лица обоих старцев.

Композиция монументального холста Яна Вильденса (1386-1633) "Зимний пейзаж с охотником", созданного в 1624 году, напоминает нам Рубенса, а его сюжет является отголоском "Мужицкого Брейгеля". С большим чувством передана своеобразная атмосфера зимнего дня. Кажется, что ощущаешь колючие порывы восточного ветра, метущего по равнине. Также и эта картина захватывает своей детальной правдивостью, с какой художник отображает человека и животных и связь их с природой. При всем этом, однако, картина носит репрезентативный характер, очевидно, по желанию заказчика.

В следующем зале 105 висят главные произведения Рубенса и Ван-Дейка. К среднему периоду творчества Рубенса относится картина "Возвращение Дианы с охоты". Мастер противопоставляет здесь две совершенно различные по образу мыслей

Петер Пауль Рубенс Возвращение Дианы с охоты Гал. № 962

и поведению группы фигур: Диану и нимф, освещенных теплым светом, и силенов, грубых и похотливых, на фоне резких теней и красноватого света. (Диана, один из персонажей древнегреческой мифологии, считалась целомудренной богиней охоты. Нимфы олицетворяли различные силы и явления природы, силены - лесные божества.) Объединяющим моментом обеих групп являются роскошные тела и полнокровные краски, перекликающиеся в одеждах женщин и тяжести плодов в руках силена. Весь облик и поза богини носят подчеркнуто женственный характер. Ее ясное, одухотворенное лицо повторяет черты Изабеллы Брант, первой жены Рубенса. Мастеру удалось воплотить в этой картине в символических формах духовное напряжение вожделения и целомудренной чистоты, плодородия и девственности.

Как и часть других картин Рубенса, это произведение вышло из его мастерской. Франс Снейдерс, написавший животных и фрукты, показал при этом, что он ничуть не уступает мастеру. Такое разделение труда и специализация, с которыми мы встречаемся здесь, вытекают из приспособления художественного производства к условиям все сильнее развивающегося капиталистического хозяйства и его производственных форм.

Картина "Старуха с жаровней" является фрагментом крупного произведения, находящегося в Брюссельском музее. Вся картина изображает сцену из жизни Венеры, которая заблудилась в ночном лесу и ищет убежища в пещере. Несмотря на фрагментарный характер этого произведения, оно принадлежит к самым излюбленным картинам Рубенса. Сильное впечатление производит отблеск света, выхватывающий из темноты фигуры греющихся. Очень тонко в выражениях лиц персонажей передано различие их возраста.

Работа Рубенса при дворе нередко давала ему возможность участвовать в охоте. При этом его художественный темперамент будоражили исполненные силы движения человека и зверя. Выдающийся пример умения мастера отражать охотничьи приключения в из захватывающей дух динамике являет картина "Охота на дикого кабана", относящаяся к среднему периоду творчества Рубенса. Сцена кровавой травли, которую Рубенс помещает среди буйно разросшегося лесного пейзажа, наполняет всю картину острым драматизмом. Самым значительным произведением Рубенса, принадлежащим Дрезденской картинной галерее, является "Вирсавия у фонтана" (около 1635 г.). В основе сюжета лежит сказание Ветхого завета. Царь Давид, плененный красотой Вирсавии, делает ее своей возлюбленной и посылает ее мужа Урию на смертельное сражение. Картина показывает, как Вирсавия через посыльного получает любовное письмо царя. Итальянский Ренессанс, поставивший в центр искусства личность человека, остался для Рубенса незабываемым событием. Поэтому всю жизнь его влекло к себе художественное изображение человека.

В "Вирсавии" тема открывала ему возможность выделить эротический момент, в силу которого царь Давид стал убийцей. Картина Рубенса звучит как гимн соблазнительной силе женской красоты. Прототипом Вирсавии послужила вторая жена Рубенса, Елена Фурмент. Это произведение человека, утверждающего жизнь и наслаждающегося ею, одновременно это открытое признание любящего супруга. Восхищение вызывает мастерство, с каким Рубенс выписал тело Вирсавии, нежная, облитая серебристым светом кожа которой, кажется, дышит в игре красноватых тонов и голубоватых теней. К позднему периоду творчества мастера относится также небольшая картина "Меркурий и Аргус". Вестник богов Меркурий собирается убить усыпленного его свирелью стойкого великана-стража Аргуса, чтобы освободить Ио, возлюбленную Зевса, которую ревнивая Гера превратила в белую корову. Картина отличается выдающимся живописным качеством. Теплые светлые краски придают ей удивительную свежесть и очарование.

 

 

 

Старые мастера, Экскурсия по галлерее