Пейзажи, портреты

 

Людвиг Агрикола (1667-1719) писал идиллии в духе Гаспара Дюге и Клода Лоррена (см. картины в зале 112 на первом этаже). Излюбленной темой Иоганна Генриха Рооса (1631-1685) и его сына и ученика Филиппа Петера Рооса (1657-1706) были стада на фоне южного пейзажа под спокойным вечерним небом. Большое количество картин оставил Иоганн Александр Типе (1685-1752). Развивавшийся под влиянием Агриколы. Его саксонские виды явились в отечественной пейзажной живописи тем же, чем позднее дрезденские ведуты Беллотто.


Учеником Тиле был уроженец Вены Франц де Паули Ферг (1689-1740), кисти которого принадлежит искрящаяся жизнью сцена "Ярмарка перед дворцом".


Кроме южного по характеру "Горного пейзажа с нимфами" Антона Файстенбергера (1663-1708) посетитель находит в зале 213 целый ряд портретов.


Выразителен великолепный "Портрет аристократа" (илл. 47), написанный берлинцем Иоахимом Мартином Фальбе (1709-1782). Он может равняться с лучшими достижениями учителя Фальбе - Антуана Пена.









Нежное очарование излучает целиком выдержанный в светлых тонах "Портрет девушки" художника Иоганна Георга Цизениса (Johann Georg Ziesenis) (1716-1776) который работал в основном при дворе в Ганновере.










Черты грядущей буржуазной эпохи характеризуют творчество гамбургского художника Балтазара Деннера (1685-1749).

С портретной живописью этого времени посетитель знакомится в картинах Еноха 3еемана Младшего (1694-1744) и Исмаила Менгса (1688-1764), отца и учителя Антона Рафаэля Менгса, с которым мы встречаемся в зале 215.


Особенно пленяет автопортрет художника Кристиана 3ейбольдта (Christian Seybold) (1697-1768). По значению, которое он отводит в композиции портрета кисти и палитре, можно заключить, что художник очень гордится своей профессией.





Основное место в зале 214 занимают несколько картин Кристиана Вильгельма Эрнста Дитриха (Christian Wilhelm Ernst Dietrich), прозв. Дитричи (Dietricy) (1712-1774). Художник, ученик Тиле, был с 1748 года инспектором при Дрезденской картинной галерее и получил там неизгладимое впечатление от нидерландских и итальянских мастеров.


Он не создал ни одной оригинальной картины, зато позволял себе перерисовывать полотна Дрезденской галереи. С самого начала карьеры при дворе Дитриха просили писать картины "в духе", "в манере", но его произведения часто стоили дороже оригиналов. Дело в том, что Дитрих не просто рисовал "в манере", но иногда делал лучше и добавлял что-то свое.

Его творчество носит многосторонние черты: мифологические и религиозные сцены обнаруживают нередко непосредственную связь с Рембрандтом (Воскрешение Лазаря"). В других произведениях он выступает как шутливый и изящный художник рококо.


Рядом с "Вифлеемским умерщвлением младенцев" работавшего в Дрездене чеха Антона Керна (1710-1747) висят две мифологические сцены Иоганна Георга Плацера (1704-1761). Одна из них изображает легенду о том, как Крез, король Лидии, показывает свои богатства и задает мудрому Солону вопрос, разве его нельзя назвать счастливым. Солон отвечает на это, что нельзя назвать никого счастливым перед его смертью.


Излюбленными сюжетами Платцера были галантные или мифологические праздники. Работам художника присущи сверкающие краски, тщательность миниатюриста, обилие персонажей и аксессуаров, богатство костюмов, тяжелые складки драпировок и ковров, жемчужно-белая кожа женщин, серебристо-серый и зелено-голубой фон.
Под влиянием Оттмара Эллигера и небольших голландских картин, а также поздних маньеристических картин из коллекции Рудольфа II, он создал тип венской галантной живописи, которую продолжит его друг Яннек.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея