ГЛАВНАЯ » Испанские мастера 17-го века

Испанские мастера 17-го века

 

Когда испанская живопись обрела, наконец, в 17-м веке после длительного нидерландского и итальянского влияния свое национальное своеобразие и достигла в искусстве Мурильо и Веласкеса европейского значения, Испания уже вышла из апогея своего общественного развития. Политический приоритет был навсегда утерян, хозяйственный упадок страны не удавалось приостановить несмотря на длительный грабеж колоний в Центральной и Южной Америке.

При поддержке аристократии, иезуитского ордена и инквизиции испанский двор сохранял свое абсолютистское господство, подавляя всякое сопротивление буржуазии и связанных с ней народных масс. Ни в одной другой стране Европы дух контрреформации, воинствующей и побеждающей церкви, не был выражен сильнее, чем в искусстве Испании.

Веласкес Портрет господина, очевидно, королевского сокольничего Хуана Матео Илл. 43 - Гал. № 697Самым характерным испанским художником 17-го века был Диего Веласкес - Diego Velazquez, (1599-1660). Потрясает реализм, с каким придворный живописец Филиппа IV изобразил в своих портретах членов королевского дома и испанских нобилей. В помещении 208 выставлены три произведения из среднего периода творчества мастера.

В "Портрете господина", очевидно, королевского сокольничего Хуана Матео, мы видим гордость, сдержанную силу и сознание своей власти испанского аристократа. Все более мелкие атрибуты Веласкес опустил, так как он сумел сосредоточить всю силу художественного выражения в лице. Живописное выполнение скупо, но очень метко.

Стиль Веласкеса оказал большое влияние на художников позднейшего 19-говека

На противоположной стене висит огромный холст Франциско де Сурбарана (1598-1664) "Молитва святого Бонавентуры". На картине идет речь об избрании папы Григория Х. Единственным из испанских мастеров Сурбаран с такой суровостью и страстью изобразил жизнь монахов и проповедников. В его Творчестве, стоящем целиком на службе церкви, картин на светские темы нет.

Бартоломе Эстебан Мурильо Мария с младенцем Илл. 44 - Гал. № 705 Более приветливые черты носят произведения Бартоломе Эстебана Мурильо (1618-1682). Мастер прославился в первую очередь своими мадоннами. Его "Мария с младенцем" отмечена вопреки сентиментальности и фанатизму естественной простотой, что можно объяснить только постоянным соприкосновением Мурильо с народом. Как и монументальный холст "Смерть святой Клары", картина зачаровывает своей колористической гаммой - мягко сливающимися в серебристой дымке золотистыми и розовыми тонами (илл.44).

 

 

 

Юзеппе де Рибера Святая Инесса Юзеппе де Рибера (1591-1652) не утерял во время 40-летнего пребывания в Неаполе своих характерных испанских черт. Для картин Риберы типичны сюжеты со сценами мученичества, богатство светотеневых контрастов и натурализм передачи. Хорошим примером этого является "Святой Франциск на терниях".

"Святую Инесу в тюрьме", скрывающую свою наготу под волнами чудесно отросших волос, можно отнести по ее нежной красоте к более теплым произведениям мастера. Каменная келья лишена против ожидания мрачной атмосферы тюрьмы. Золотистый свет озаряет сцену. Возможно, что моделью юной мученицы послужила дочь художника (ИЛЛ.45).

 

На торцовой стене зал 210 висит слева от двери картина "Христос, исцеляющий слепого" Эль Греко (1541-1614), родившегося на острове Крити, работавшего с 1577 года в испанском городе Толедо грека. Это произведение художник написал в начале своего творчества, когда он еще жил в Венеции и находился под влиянием Тициана и Тинторетто.

В произведениях Греко чувствуется религиозная экзальтированность, которая привела - особенно в поздних картинах - к крайнему удлинению всех пропорции. В дрезденской картине эта особенность намечается уже в усилении перспективы.

Старые мастера, Экскурсия по галлерее