История Дрезденской галереи
Сокровища Дрезденской галереи собирались и накапливались долго - в течение трех столетий, с середины XVII века. Первоначально галерея была дворцовым собранием, видеть которое допускались лишь немногие, избранные гости. В конце XVIII и в XIX веке слава Дрезденской галереи разошлась по всему миру. Ученые и художники, знаменитые писатели или просто любознательные путешественники, среди которых было много самых разнообразных деятелей русской культуры, считали долгом посетить Дрезден по пути из Петербурга в Италию или из Парижа на восток Европы, разнося повсюду свое восхищение великими художественными творениями, хранящимися в Дрезденской галерее.
В 1866 году Дрезденская галерея раскрыла свои двери всем желающим. Архитектор Готфрид Земпер выстроил для нее специальное здание, вошедшее в состав прекраснейшего дрезденского архитектурного ансамбля XVIII века Цвингера.
В годы Великой Отечественной войны части Советской армии, освобождая Германию от фашистского варварства, дошли и до Дрездена. Они нашли коллекции галереи, спрятанные в рудниках и шахтах, вовремя спасли их от уничтожения и вывезли в Советский Союз.
Картины Дрезденской галереи, показанные на выставке в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, доставили высокое художественное наслаждение более чем миллионной массе посетителей. Наконец, по решению Советского правительства, дрезденские картины были возвращены Германской Демократической Республике.
Драгоценное наследие прошлого, заключенное в шедеврах таких музеев, как Дрезденская галерея, - не только музейная ценность. В нем - огромный творческий многовековой опыт народов, помогающий созданию нового, современного нашей эпохе искусства, опирающегося на прошлое для бесконечного движения вперед.
Как и все крупнейшие музеи мира, Дрезденская галерея имеет свое неповторимое, особое обаяние, свою резко выраженную индивидуальность.
Как 6ы ни были порой случайны пути создания и роста большого музея, в результате неизбежно возникает единый, целостный организм, где отдельные художественные произведения многих веков и народов живут сложной, взаимно друг друга дополняющей Жизнью. В каждом большом музее непременно сталкиваются лицом к лицу художники разных времен и разных направлений; под заботливым наблюдением музейных работников идет, по существу, неизменно живая и напряженная художественная Жизнь, в которой соревнуются или борются самые различные взгляды на мироздание и на человека, нередко прямо противоположные художественные идеалы и художественные вкусы.
Всем знакомы самые известные картины Дрезденской галереи.
Великие прогрессивные мастера прошлых веков продолжают неустанно одерживать свои победы над художественной реакцией и косностью, утверждать подлинно глубокое, подлинно гуманистическое содержание своего творчества, выраженное в прекрасной художественной форме.
Лицо каждого большого музея всегда несет печать времени, к которому относится наибольший размах собирательской деятельности этого музея.
Так создался и облик Дрезденской галереи, принадлежащей вместе с Лувром, Эрмитажем, мадридским Прадо, галереей Уффици во Флоренции к числу самых старых музеев мира. Ее замечательная коллекция картин старых мастеров сложилась в основном в XVIII веке, когда еще не было разработанной науки об искусстве и господствовали иные, чем сейчас, представления о ходе развития мирового искусства и вместе с тем совершенно определенные вкусы и оценки произведений художественных школ разных веков и стран. Этим объясняются многие особенности собрания Дрезденской галереи, как достоинства, так и недостатки этой в целом превосходной коллекции.
Совершенно справедливо тогда высоко ценили и усердно собирали великих художников Высокого Возрождения в Италии, голландских жанристов и пейзажистов периода расцвета голландской Живописи в середине XVII века и вместе с ними великого Рембрандта; фламандских и испанских мастеров первой половины XVII века.
Все это и сейчас занимает первое место в залах Дрезденской галереи и определяет ее художественный облик и ее выдающееся значение. Но те же вкусы любителей искусства XVIII века отвели незаслуженно большое место художникам совсем другого порядка: живописцам конца Возрождения в Италии, начиная с Корреджо, скучным и безжизненным холстам болонских и римских академистов XVII века, мелочным и поверхностным фламандцам круга Тенирса и таким же поздним голландцам, пересказывавшим мастеров эпохи расцвета старой Голландии.
Шедевры большого реалистического искусства только еще больше выигрывают в столь наглядном сопоставлении с произведениями, рожденными эпохами упадка и измельчания искусства. Действительно, "Сикстинская мадонна" Рафаэля кажется еще более человечной, простой и трогательной рядом с чопорной и холодной "Мадонной па троне" Гвидо Рени; вся глубочайшая, жизнеутверждающая сила и подлинно реалистическая гармония "Спящей Венеры" Джорджоне или "Спящей Венеры" Пуссена становятся лишь еще живее и глубже рядом с жеманными, условными "красавицами" болонских живописцев; сверкающее мастерство Яна Вермеера Дельфтского, поражающее своей жизненной правдой, кажется поистине монументальным рядом с равнодушным перечислением подробностей в картинах Герарда Доу и его потомков. И лицо музея определяют именно смелые, свободные и правдивые реалистические творения, воплотившие в своем бесконечно многообразном художественном строе лучшие мысли, чувства и мечты народов мира в разные времена их сложного исторического пути.
Художники в собрании музея:
Антуан Ватто |
Никола Пуссен |
Гверчино |
Доменико Фетти |
Тинторетто |
Антон Рафаэль Менгс |
Корреджо |
Антонелло да Мессина |
Рембрандт ван Рейн |
Якоб ван Рёйсдал |
Ян Вермеер Дельфтский |
Лиотар
- Итальянские произведения различных школ и эпох
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Рубенс
- Нидерландские мастера 17-го века в Дрезденской галерее, Ван-Дейк
- Рембрандт и его школа
- Немецкие и нидерландские мастера 15-16 столетий
- Нидерландский раздел 17-го столетия (продолжение)
- Французские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 17-го века
- Итальянские мастера 15-16-го веков
- Поздний венецианский Ренессанс
- Произведения Джорджоне и Тициана
- "Сикстинская мадонна" Рафаэля
- Картины Корреджо
- Картины итальянских мастеров 18-го века
- Французские мастера 18-го столетия
- Пастели
- Испанские мастера 17-го века
- Немецкие мастера 17-го и 18-го веков
- Пейзажи, портреты
- Пастели и миниатюры немецких художников
- Картины рубежа между 18-м и 19-м столетиями
- Итальянские картины 16-го века
- Гобеленовый зал
- Сокровища Дрезденской галереи подробнее
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Книги о Дрезденской галерее
Георгий Лойко: Дрезденская галерея
Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.