Доменико Фетти

Доменико Фетти (около 1588—1623) называют ведущим мастером барокко Северной Италии. Однако его творчество выходит за рамки этого определения. Скорее, речь должна идти об общих тенденциях эпохи. Художник прожил недолгую жизнь и очень редко датировал свои работы.

Его первые живописные опыты связаны с Римом, городом, где он родился. Здесь он начал писать под влиянием предбарочной живописи Лудовико Чиголи, насыщенной световыми эффектами и струящимися линиями. В Риме Фетти покровительствовал кардинал Фердинандо Гонзага, который в 1613 году, став герцогом Мантуанским, пригласил художника на должность придворного живописца (вместо оставившего этот пост Рубенса), а также смотрителя дворцовой галереи и для исполнения нескольких заказов (фрески для собора и герцогского дворца).

В 1621 году Фетти по поручению герцога приехал в Венецию для закупки картин. Еще в Риме, после увлечения Чиголи, Фетти был очарован работами венецианских мастеров, в том числе и местными караваджистами. Так в коллекции герцога Мантуанского появились полотна Тициана, Тинторетто.

После недолгого пребывания в Мантуе Фетти переехал в Венецию и вскоре умер. И хотя он не был уроженцем этих мест, его, фактически эпизодическое, пребывание в Венеции способствовало зарождению новых импульсов для продолжения великих традиций венецианской живописи и ее обновления.

Тобиас и Ангел

Фетти стал основателем жанра евангельской притчи (отдельные эпизоды встречались, конечно, и раньше) в живописи.
Серия его «Притч» (из 33 записанных в Евангелии притч Фетти проиллюстрировал 12, добавив к ним два близких сюжета — «О бревне и соломинке », «О слепых, ведущих слепых »), разбросанная сейчас по разным музеям мира, представляет собой замечательное художественное явление. Своей повествовательностью, сочетанием реализма и таинственности, кабинетным форматом эта живопись Фетти напоминает и о влиянии северных мастеров (Эльсгеймера, творившего в Риме, Брейгеля, работы которого находились в Мантуе) на итальянское искусство. Однако ее самостоятельность выделила ее как незаурядный феномен.





Доменико Фетти. Притча о злом рабе (Около 1620).
Холст, масло

По словам современного исследователя: «О лицах Библии замечено (С. Аверинцев), что они выступают не как характеры, а как субъекты морального выбора. Характеристика героев Фетти — это, с одной стороны, их характерность как типов (купец, женщина, хозяин, нищий, работник) — достаточно общая и даже «пунктирная», но с присутствием броских деталей...; и в еще большей степени это их характерность как людей вне различий классов и сословий» (М. Свидерская).



Притча о работниках в винограднике











Притча о милосердном самарянине










Притча о Слепых, которые ведут Слепых










Притча о званом ужине без гостей












Притча о потерянной овце











Притча о потерянной драхме. 1622 г.












Притча о блудном сыне












Казнь святой Агнессы











Давид с головой Голиафа












Доменико Фетти - Архимед.


Старые мастера, Экскурсия по галлерее


ничего такого

Книги о Дрезденской галерее

Георгий Лойко: Дрезденская галерея

Иллюстрированное издание, содержащее картины из коллекции галереи Старых мастеров, с краткими аннотациями, с описанием техники исполнения, размера и года написания.

Георгий Лойко: Дрезденская галерея